+7 (920) 901-901-8

Суздаль город — музей

У местных жителей и туристов Суздаль на устах, но никто с точностью не может сказать, что означает название этого города. Тайна его происхождения теряется в толще веков. Впервые оно упоминается в Лаврентьевской летописи в форме Суждаль. Впервые обстоятельно попытался дать объяснение названию города суздальский историк 18 века, ключарь Рождественского собора Анания Федоров.

В своей рукописной книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» он пишет, что «грады именование себе имеют ово от рек, ово же от каких-либо знаменований, или от созидателей». В первой главе он приводит древнейшее народное предание, что в незапамятные времена один из князей «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждаль».

Дорога лентой вьется среди лугов и полей. Бескрайние поля волнами отходят по обе стороны шоссе. Километров за пять до города на горизонте начинают то появляться, то исчезать удивительная картина: разноцветные купола соборов и церквей, шатры и шпили колоколен. По зеленому ковру — россыпь монастырских башен.

Старины столько, что кажется кроме нее там ничего нет и город представляется большим. Однако это иллюзия. Суздаль — районный российский городок, но такой к которому применима пословица: «Мал золотник, да дорог».

Суздаль дорог каждому сердцу, прежде всего именно тем, что с ним связано начало Руси, история нашего государства, культуры и искусства. В его многочисленных памятниках истории и архитектуры веками спрессованы труд и талант, душа народа.

Суздаль прост и загадочен, незатейлив и по — настоящему красив, неузнаваемо разнообразен во все времена года, каждый раз нов в восприятии. Сколько раздумий и чувств рождает он! Поистине — неотпитая чаша, рукотворная сказка!

Обновленный трудами реставраторов, жителей, Суздаль стал ныне одним из крупнейших музейных и туристических центров России. Слава о нем идет по всему миру.

Неизвестны дата основания города, имя основателя, тайной остается его название. Возраст города принято отсчитывать с 1024 года, с первого летописного упоминания о нем в Лаврентьевской летописи. Суздаль старше своего областного центра, старше Москвы, столицы России.

Значительные изменения происходят в жизни города во второй половине 50-х годов в области культуры и благоустройства были построены: водопровод, первый ресторан «Сокол», первая гостиница, заложены сквер им.Пожарского у входа в Спасо-Ефимиевский монастырь, появился первый городской автобус, было налажено регулярное автобусное движение по маршруту Суздаль-Владимир.

Крупнейшее событие — организация в 1958 году Владимиро — Суздальского историко — художественного и архитектурного музея — заповедника. Растет популярность музея, растет популярность Суздаля, все больше и больше туристов приезжает в этот старинный городок, его исторические, архитектурные, декоративные достопримечательности начинает настойчиво осваивать кинематограф.

Все чаще звучат голоса о том, что Суздаль-гордость русской культуры, что он не терпит, суеты, что необходимо превратить его в заповедник, в туристический центр.

Скоро все стало разительно меняться. В звездную полночь, после тридцатилетнего молчания, заговорили кремлевские куранты. Молоток стукнув по самому большому колоколу 12 раз, разнес по Суздалю гулкую весть о рождении нового 1967 года. Этот год ознаменовался крупнейшим событием в жизни за последние полвека: 2 февраля ь1967 года Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре одобрил генеральный план города Суздаля. В нем предусматривалось превращение Суздаля и его окрестностей в заповедную зону, охрана и реставрация памятников старины, сохранение трасс старых улиц и дорог, обводнение Каменки. Широко развернулись работы по реставрации и музификации памятников архитектуры, благоустройству всего города.

Труд людей, организаций, учреждений всего города получил достойную оценку. В 1982 году Суздаль получил международное признание: Международная федерация журналистов и писателей по туризму за сохранение и реставрацию памятников культуры , их использование в интересах туризма, укрепление культурного сотрудничества и дружбы между народами Суздаль и его туристический центр были награждены почетным призом «Золотое яблоко». Суздаль стал первым городом в СССР отмеченным столь высокой наградой.

Суздаль — уникальный город, величайший памятник градостроительного искусства. Ценность его определяется не отдельными церквями и монастырями, а архитектурным ансамблем в целом, гармонично слитым с окружающим пейзажем. Такого собрания разноименных памятников сохранившихся в естественной исторической среде трудно еще где-либо найти. Причем Суздаль сберег для нас не только свой древний облик, но и исторически сложившуюся планировку и типографию. Все это сделало этот город при небольших его планировках гигантским музеем старины под открытым небом.

Если вы хотите как следует познакомиться с Суздалем, в полной мере почувствовать его своеобразие и красоту, ощутить его сердцем, то лучше всего отправится в путешествие пешком. Как в старину. Не торопясь. Чтобы была возможность постоять, подумать, насладится, сопоставить увиденное. Приобщиться к простой и мудрой мысли предка, заложенной в дереве или камне. Вернуться вновь...

Пусть сказанное выше будет словом, произнесенным с поклонной горы. Отсюда мы увидим Суздаль издалека, как заманчивую картину о существовании которой знали еще в школе, слышали от друзей и знакомых, читали в книгах, видели на открытках и календарях, на теле- и киноэкранах.

Теперь подойдем поближе к городу. Всмотримся в его детали.

Вот показались белые столбы по обе стороны дороги. Как стражи, стоят они у входа в заповедный город. Это Владимирская застава: здесь улицей Ленина начинается Суздаль. На противоположном, северном конце конце ее стоят столбы Ивановской заставы. Расстояние между заставами около трех с половиной километров. С востока на запад протяженность города еще меньше — 2,5 километра.

Суздаль встречает нас обычными невысокими деревянными домами. Справа от дороги в пределы Суздаля Входит маленькая речка Мжара — правый приток Каменки. На крутом берегу полувысохшей Мжары стоят две церкви 18 века. Облик церквей очень прост. Простота, видимо идет от традиций деревянного зодчества, которые здесь воплощены в камне. Первая — Знаменская церковь 1749 года — большая, холодная. Служба в ней проводилась только в летнее время. Зимой служила Ризоположенская церковь, построенная в 1777 году.

Между храмами располагается высокая колокольня, которой в старину регламентировали деятельность прихода. В позднейшее время сооружение выполнило роль связки, сформировав архитектурный ансамбль, характерный для города. В структуре Суздаля таких ансамблей много.

Вскоре на нашем пути встает Каменка. Можно пересечь ее по большому мосту, можно в этом месте полюбоваться отражением в зеркале водной глади церкви Козьмы и Демьяна, а можно повернуть в противоположную сторону — кстати приглашает посмотреть интересный ансамбль: музей деревянного зодчества.

Кремль

За мостом через Каменку, слева начинается Кремль, древнейшая часть города, его историческое ядро. С высоты земляного вала открывается очень красивая панорама разнообразных архитектурных достопримечательностей Суздаля. Земляной вал, точнее его остатки, — памятник оборонного зодчества 11-12 веков. Особой утонченностью и изяществом отмечается колокольня Никольской церкви. Много разнообразных колоколен в городе. Эта имеет вогнутый шатер в виде дудки — характерный элемент суздальской архитектуры. Такую форму завершения колокольни изобрели местные мастера каменных дел. Большими синими куполами со звездочками привлекает внимание Рождественский собор. Среди кремлевских построек он занимает доминирующее положение.

Через несколько минут ходьбы мы оказываемся у его древних стен. Пристальный взгляд сразу отмечает неоднородность материала, из которого сложен собор. Сквозь пудру современной побелки проступают слезы его многовековой и сложной судьбы.

В соборе сохранились пятиярусный иконостас, созданный московскими и местными живописцами в конце 17 века, огромные столбовые иконы, разнообразные паникадила, среди которых выделяется центральное — вклад князя И.И. Шуйского.

В западном и южном притворах собора туристов встречают знаменитые Суздальские златые врата — шедевр изобразительного искусства 30-х годов 13 века.

Напротив собора с южной стороны располагается соборная колокольня 1635 года простых, строгих форм. Она представляет собой высокий столб, завершенный шатром. В ярусе звона висит группа разновеликих колоколов, которые обслуживают старинные часы — куранты 17 столетия. На циферблате мы видим буквы старославянского алфавита — свидетельство допетровского происхождения механизма.

Нижняя часть колокольни окружена крытой галереей с крыльцом. Другая галерея с тремя арочными пролетами соединяет ее с Архиерейскими палатами — памятником гражданской архитектуры 15-18 веков. К западному крыльцу Архиерейского дома примыкает Благовещенская церковь 1559 года с трапезной палатой, построенные по распоряжению Ивана Грозного. Со стороны внутреннего двора ее фасад закрывает двухэтажная галерея. Ассиметричное расположение арок, крыльцо, покоящееся на четырех столбах, восьмискатная кровля, купол, завершающий вытянутую шею барабана, показывает на связь с народным деревянным зодчеством.

В северо-западном углу кремлевского дворика в 1960 году разместилась Никольская церковь, доставленная из села Глотова Юрьев-Польского района. Она — типичный образец деревянных русских храмов. Основу церкви составляет четырехгранная клеть, рубленная также как крестьянский дом. Некую плавность движения конструкции придают аспида алтаря с востока и трапезная, опоясанная гульбищем с противоположной стороны. Высокие тесовые кровли устремляют церковь вверх.

Музей деревянного зодчества

С кремлевского вала, который тянется вдоль Николаевской церкви, открывается панорама целого музея деревянной архитектуры.

Ансамбль музея деревянного зодчества и крестьянского быта, как его еще называют, составили свезенные сюда из разных мест Владимирщины, дающие возможность представить условия жизни российского крестьянства в последние два столетия, познать труд, талант и мудрость народа с которым он широко и красиво использовал мягкий, доступный материал — дерево. В музее под открытым небом экспонируются церкви, дома, мельницы, амбары, овины, колодцы и другие памятники исконно русской архитектуры и быта.

Начало музею положила Преображенская церковь 1756 года, перевезенная сюда в 1966 году из с.Козлятьева Кольчугинского района. Потом к ней добавили Воскресенскую церковь с колокольней из с.Патакино Камешковского района. Образовался ансамбль характерный для Суздаля.

Вначале следует два крестьянских дома: дом середняка из д.Илькино Меленковского района и дом зажиточного крестьянина из д.Лог Вязниковского района. Им около 100 лет.

Различия сразу бросаются в глаза. Двухэтажный дом зажиточного крестьянина богаче, солиднее, сложен из отборного леса, бревна толстые, фасад украшен наличниками, полотенцами, лобовыми досками — их покрывает резной орнамент.

Рядом с домами стоит ступальный колодец с огромным колесом внутри. Работал он по типу игрушки «белка в колесе». Такие колодцы строили там, где вода проходила глубоко под землей.

Хозяйственные постройки в старину выносили за околицу. Вот и здесь вдали замыкают горизонт две ветряные мельницы, овины и амбар. Три амбара на сваях располагаются на берегу Каменки. Их привезли в Суздаль из под Мурома.

Заречная сторона

Правее музея деревянного зодчества на фоне заходящего солнца отчетливо рисуются контуры Борисоглебовской церкви с колокольней — все что осталось от одноименного монастыря, существовавшего на этой стороне до реформы 1764 года.

Поэтично на холме напротив северо—западного угла кремля стоит Ильинская церковь 1744 года.

Дальше глаз останавливается на Тихвинской церкви (конца 17 века), обновленной реставрацией. Тихвинская церковь занимает место Андреевского монастыря, сожженного во время польской интервенции.

Также прост и выразителен ансамбль церквей Иоанна Предтечи (1739 г.) и Богоявленской (1781 г.) с островерхой колокольней, построенной к меньшей из них. Глубину пространства заполняют другие силуэты монастырей.

Посад

За восточными земляными валами кремля раскинут посад. Посадские церкви в общем-то просты и обликом и декором, но для каждой суздальские мастера нашли свой штрих, свою деталь, краску, которые не дают им затеряться в ансамбле.

Так, Пятницкая церковь (1772 г.) имеет купол в виде фигурной вазы. Карниз Водоиерусалимской (1707 г.) украшен декоративным поясом из кокошников, базирующихся на консолях, что создает в рисунке определенную интерпретацию древнего архитектурно-колончатого пояса.

Простота массивного куба церкви Иоанна Предтечи (1720 г.) облагораживается стройной колоколенкой, ее четверик опирается на столбы, арочные своды между которыми образуют крыльцо.

Удивительно стройна и графична колокольня Воскресенской церкви, грани восьмерика, который украшен изразцами, а вертикаль барочной формы завершена полусферой и штилем.

Напротив колокольни еще один штиль, пониже торговых рядов или Гостиного двора: гордо взметнул крылья позолоченный сокол — герб Суздаля.

К северо-восточному углу Торговой площади находятся две церкви: Цареконстантиновская (летняя) (1707 г.) и Скорбященская (зимняя) (1750-1787 г.г.) с шатровой колокольней. Интереснее, конечно, бывший летний храм. Эта церковь одна из самых красивых в Суздале. Ее кубический объем завершен тонкими декорированными барабанами и строгими — словно чеканной работы — пятью главами, вытянутыми вверх. Таких куполов в городе больше нет.

На Старой улице ближе к торговым рядам стоит Кресто-Никольская церковь 1770 года — памятник местного барокко, который больше проявился в декоративных элементах. Северная сторона Старой улицы замыкается Святыми воротами Ризоположенского монастыря. Здесь у зимнего вала и рва кончается посад.

Ризоположенкий монастырь

В 1207 году был основан Ризоположенский девичий монастырь. В его ограде вскоре выделился Троицкий монастырь для вдов. Основной прямоугольный объем этого замечательного памятника прорезан двумя разновеликими арочными пролетами. Плоскость обработана квадратными ширинками в которые вставлены изразцы. Но самыми красивыми во всем этом сооружении являются шатры, увенчанные миниатюрными главками. Перспективу рисуют и тонкие фигурные лопаточки, и ожерелья декоративных наличников, и цвет, Ризоположенский монастырь имеет вамую высокую в городе колокольню — 74 метра. Гости города могут подняться на смотровую площадку, которая находится в последнем ярусе Преподобенской колокольни. Отсюда, с высоты птичьего полета просматривается весь архитектурный ансамбль Суздаля — уникальный каменный остров среди бескрайних просторов земли. На восточной окраине видны скромные постройки Васильевского монастыря 17 века.

Самые интересные монастырские ансамбли стоят на берегах Каменки, в ее верхнем течении, в том месте, где она входит в пределы города. Это северо-запад.

Александровский монастырь

То что мы сейчас видим на левом обрывистом берегу Каменки, лишь условно можно назвать монастырем, потому что он был упразднен еще реформой Екатерины II в 1764 году. Стоящая здесь Вознесенская церковь (1695 г.) в последние столетия действовала как приходская. Рядом с ней колокольня, а в южной части — Святые однопролетные ворота 18 века. Ограда почти полностью утрачена, от остальных построек (например, келий) тоже почти ничего не осталось. А в прошлом это была большая монастырская обитель, древнейшее название которой — Александровская Большая Лавра. По предании. Она была основана князем Александром Невским в 1240 году и предназначалась для сирот, вдов, оставшихся после монголо-татарского погрома Суздаля в 1238 году «без крова и пищи и искавших утешения в своем безысходном горе в религиозном чувстве».

Спасо — Ефимиевский монастырь

Монастырь был заложен в 1352 году на том же берегу Каменки, что и Александровский, только дальше на север. Он включает в себя памятники культурного и гражданского зодчества, объединенные в некий монолит мощной крепостной стеной и башнями. Они производят очень сильное впечатление монастыря-крепости.

У входа в монастырь находится небольшой сквер имени Д.И. Пожарского, выдающегося полководца, сына суздальской земли.

Проездная башня по своему местоположению в ограде и облику оригинальна. Ничего подобного вы не увидите ни в одном из монастырей Суздаля, да и вообще в России трудно отыскать ей аналог. Нижний ярус башни с арочными пролетами прост и суров. Верхняя же половина богато украшена, видимо, чтобы опять-таки привлечь внимание монастыря.

За проездной башней нас встречают еще одни ворота — Благовещенской церкви. Построенная в начале 17 века двухшатровой, церковь приобрела пятиглавие столетие спустя, а до наших дней дошла с одним куполом луковичной формы. В центр поставлен большой пятиглавый Спасо — Преображенский собор (16 века) с двумя приделами: Ефремиевским (1507 — 1511 г.г.) и Сергия Радонежского (1866 г.). Правее собора располагается звонница — редкий памятник древнерусской архитектуры 16-17 веков.

В Суздале много колоколен, звонница же только одна. Она — плод коллективного творчества.

Напротив звонницы гордо устремила в облака свой шатер Успенская церковь 16 века — один из самых ранних памятников каменного шатрового зодчества на Руси. В Суздале подобных ей нет.

О былом богатстве Спасо-Ефимиевского монастыря свидетельствует наличие на его территории двухэтажного дома — корпуса больничных келий и Никольской больничной церкви (1669 г.) составляющих как бы нечто единое целое. Подобные постройки были довольно редки в обителях. Само название этих сооружений определило их местоположение — в северо-восточном углу монастырского двора.

В монастырский ансамбль входят также два памятника гражданской архитектуры 17-19 веков — Архимандритский и Братский корпуса, где проживали монахи.

Мрачная страница в истории монастыря связана с тюрьмой, одноэтажный корпус которой находится на одной оси с Никольской церковью и больничными кельями. Тюрьма была утверждена Екатериной II в 1766 году — «для безумствующих колодников». В одиночных камерах долгие годы томились отступники от веры, раскольники, сектанты. Содержались в казематах и политзаключенные.

Возле алтарной части Спасо-Преображенского собора находится могила национального героя России полководца Д.М. Пожарского (1578 — 1642 г.г.). Представители этой фамилии были вкладчиками Спасо-Ефимиевского монастыря. Дмитрий Михайлович погребен в родовой усыпальнице, которая не сохранилась.

Реставрационные работы в Спасо-Ефимиевском монастыре ныне подходят к концу. Сейчас Спасо-Ефимиевский монастырь является крупнейшим музеем.

Покровский монастырь

Покровский — женский монастырь, был основан в 1364 году. Место для него было выбрано рядом с мужским, но на низком берегу Каменки.

В центре ансамбля возвышается Покровский собор (1510-1518 г.г.). Этот архитектурный памятник сочетает в себе черты местной м московской архитектуры. Массивное здание поставлено на высокий подклет. С трех сторон окружено галереей, на которую ведут два крыльца — с северной и западной сторон.

В те же годы, что и собор, была построена Благовещенская надвратная церковь. Представьте себе крепостную башню с двумя разновеликими пролетами для входа в монастырь: с этим связано прежде всего понятие массивности и суровости. И вот неожиданно башня получает завершение в виде маленькой, полной изящества церкви. Внешнее здание очень напоминает собор.

С южной стороны к Покровскому монастырю примыкают две приходские церкви Петропавловская (1699 г.) и Никольская (1712 г.). К северо-западному углу летней церкви раньше примыкала большая смотровая колокольня, но она не сохранилась до наших дней.

Внутри Петропавловской церкви располагается Иорданская сень с пятиглавием наверху — уникальный памятник декоративно-прикладного искусства конца 17 века. Изготовленная местными мастерами по приказу митрополита Иллариона, она устанавливалась над прорубью в реке Каменке накануне праздника Крещения. Ее красивые формы, многоцветный орнамент привлекали к себе верующих.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь в Суздале — это удивительная история превращения форпоста городской крепости в настоящий храм! В XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу, было возведено мощное укрепление, впоследствии преобразовавшееся в монастырь. По преданию то место, которое нынче занимает храм, как-то связано с легендарным князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Васильевский монастырь в Суздале благополучно просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своих земельных владений и приписан к Спасо-Евфимиевскому монастырю. Вскоре его индивидуальность была отмечена исследователями, и Васильевский храм вновь обрел свое имя.

Архитектурная композиция ансамбля Васильевского монастыря сходна с Лазаревской церковью (двустолпная конструкция), правда, внешний вид Васильевского храма отличается от прочих соборов в городе. В ту эпоху монастырь отличало трехглавие (сейчас осталась одна глава). Стиль, в котором выдержан Васильевский храм, достаточно скромен и лишен каких бы то ни было архитектурных изысков. К слову, небольшие порталы входов в собор, а также узкие амбразуры окон придают Васильевскому монастырю сходство со старинной крепостью (не будем забывать первоисторию возникновения этого храма).

В XIX веке к Васильевскому монастырю была пристроена трехъярусная колокольня, которая в свою очередь была украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами. Общий ансамбль храма также дополняет и Сретенская церковь (трапезная), основанная в конце XVII века. Внешний вид ее представляет собой два яруса, причем, апсиды оставлены только на втором этаже, их как бы непосредственно подпирает первый ярус. Впрочем, именно такой архитектурный стиль характерен для некоторых надвратных церквей в Суздале (датированных к эпохе Киевской Руси). Подчеркивает великолепие композиции Сретенской церкви и ее одноглавие. Схема построения крыши церкви схожа с архитектурой Архиерейских палат в Кремле.

Среди величественного ансамбля мужского Васильевского монастыря и по сей день сохранилась ограда (отдельные ее части относят к постройкам XVII века). Выгодно дополняют общий вид храма и Святые ворота, в самом же соборе и сейчас остались некоторые служебные помещения (теперь в них проживают монахи монастыря).

Васильевский собор открыт для всех желающих — сюда практически каждый день пускают туристов. Удивительный факт — в стенах монастыря еще не вся территория принадлежит общине: у самой стороны Васильевской улицы сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.

Васильевский монастырь в Суздале — это эпоха, время и легенда, которая продолжает писать свою историю!

Кидекша

Кидекша — древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль. По преданию, на этом месте встретились два брата — князья Борис Ростовский и Глеб Муромский , которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них. Церковь Бориса и Глеба (1152) — древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села — на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края.

К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди.

Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI — началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.

Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше.

Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор.

В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна. Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные. К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров — он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом — подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани. Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.

Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы.

Дворец князя Андрея Боголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря)

На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде «город камен именем Боголюбый». Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.

Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в «списке градом русским» конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.

При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги — остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы — бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его — белокаменные памятники княжеского дворца XII в. Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке — продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников — бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание — Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее — ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью. Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь. Уникальный памятник гражданского зодчества — палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбово

Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг — полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы — и на взгорке, на берегу тихой старицы — нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесьб камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери. Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо». Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявщий в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. «Житие князя Андрея Боголюбского» связывает строительство этой церкви еще с одним событием — гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл — так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Hosted by uCoz